14 февраля 2013

Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе

Автор: Богомолов В.А.

Основано на публикации в сборнике "Особенности оказания социально-психологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве. Сборник материалов VIII научно практической конференции по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи", МГППУ 2012


В данной статье кратко изложен метод работы с ситуациями травли, описанный в рамках ориентированного на решение (solution-focused) подхода (Young, 2009). Метод был разработан Англии Сью Янг и впервые опубликован в качестве статьи в 1998 году. Ситуации травли в школе могут иметь различные причины. В мире существует большое количество программ, направленных против травли в школах или посвященных ее профилактике. Большинство из них фокусируется вокруг самого факта травли, переживаний жертвы, недопустимости такого поведения и санкций для “обидчиков”. 

Ориентированный на решение подход, в свою очередь, предполагает, что основная целью вмешательства специалистов - это не отсутствие травли, а то, чего хотят большинство учителей и учеников - создание безопасной, дружелюбной и поддерживающей атмосферы в школе для каждого ученика. При этом не так важны причины, по которым травля возникает в школах. Не так важен поиск и выявление пострадавших и обидчиков (тем более, что на практике это сопряжено со значительными трудностями). Важно создание такой обстановки и налаживание таких отношений, которые будут несовместимы с проблемой травли. Ориентированный на решение подход работает “на поверхности”, не исследуя причины, а обращаясь к предпочитаемому будущему. 

Сью Янг описывает комплексный подход к проблеме травли в школе, который включает в себя профилактическую работу с преподавателями и с классом, нацеленную на выявление сильных сторон и ресурсов в каждой отдельной школе и выстраивание предпочитаемого поведения с опорой на уже имеющиеся успехи. По ее словам, “успешные” школы - это не те, где травля вообще не встречается, а те где эту проблему успешно решают. Ей был предложен и конкретный метод для использования в ситуациях, когда случай травли становится актуальным и требует реакции от сотрудников школы. Данный метод был назван “Группы поддержки” и с успехом используется в начальных школах Великобритании. 

Следует отметить, что слова “травля”, “жертва” в данном методе не используются никогда в работе с детьми - это отличает его от других методов, где информированию о травле отводится значимая роль.

Данный метод включает в себя следующие этапы: 
1. Разговор с ребенком, который испытывает трудности в школе; 
2. Разговор с группой детей, которые будут оказывать поддержку; 
3. Повторный разговор с ребенком об эффекте группы; 
4. Повторный разговор с группой детей о том, что им удалось сделать для поддержки  ребенка.


Ребенка после установления контакта расспрашивают о том, с кем из детей у него возникают сложности, кто присутствует в трудные моменты поблизости, и кто его друг (или с кем бы он хотел дружить, если он говорит, что него нет друзей). Важно объяснить, что вас не интересуют детали проблемных ситуаций, и что эта информация нужна вам, чтобы понять, кто мог бы помочь ребенку. Затем ребенку говорят, что из тех детей, которых он назвал (группа должна состоять из 5-8 человек) будет составлена группа поддержки (или что их попросят о помощи) и просят отмечать, что будет улучшаться в течение недели (или до следующей встречи). Обычно следующая встреча с ребенком проводится через неделю после первой. 

Следующий шаг - это встреча с группой детей, которые будут оказывать поддержку (без ребенка, с которым проводилась первая беседа). Когда собирается группа детей, то объявляется цель - помочь сделать жизнь ребенка в школе более счастливой (при этом можно отметить, что “возможно вы заметили что [имя ребенка] последнее время не очень счастлив в школе”). Никаких объяснений почему ребенок может быть несчастен не дается, слово травля не используется и избегаются любые оценки ситуации, также как и любая детализация. Детям можно сказать, что их выбрали, потому что знают, что они хорошо смогут помочь. Детей просят предложить какие-то очень маленькие и простые шаги, которые они могли бы сделать, чтобы ребенок почувствовал себя более счастливым. Каждое предложение можно записать, и очень важно похвалить каждого из детей за его предложение. Если кто-то не знает, чем бы он мог помочь, то можно предложить присоединится к другому участнику группы и помочь вместе. В конце заключается договор встретиться через неделю и обсудить что удалось сделать. Все предложения должны исходить только от участников группы, ведущий лишь задает вопросы и хвалит каждого участника, а в конце благодарит всех за помощь. 

Через неделю проводится встреча с ребенком, у него спрашивают что стало лучше/что изменилось и хвалят за то, как он себя вел в новых ситуациях. Обычно это короткая встреча и у ребенка можно спросить, нужно ли им встречаться еще с целью узнать как у него идут дела. 

В группе ребят на следующей встрече спрашивают, что происходило и дают каждому возможность рассказать, что ему удалось сделать для того, чтобы ребенок чувствовал себя более счастливым. При этом список с прошлой встречи не используется, нет цели точно проконтролировать или проверить, кто что сделал. Некоторые дети могут промолчать, если им нечего сказать - возможно, они присоединятся на последующих встречах, а может быть они просто перестали делать то, что делали раньше (можно просто поблагодарить их за участие в группе). В процессе разговора важно, чтобы ведущий похвалил каждого за его вклад, а в конце встречи поблагодарил группу как успешный проект. При необходимости назначают еще дополнительные встречи с интервалом в неделю, но не более 5. 

При необходимости получить согласие родителей, важно рассказать им, что в школе будет собрана группа детей для того, чтобы помочь другому ребенку и что вы бы хотели, чтобы их сын/дочь участвовали в группе, потому что вам кажется, что они хорошо смогут помочь. 

Самым важным свойством этого метода является даже не эффективность, а быстрота эффекта. В 80 % случаев травля прекратилась сразу же. Из 50 проведенных групп 47 были эффективны (травля прекратилась), в трех случаях сохранялись некоторые сложности, ни в одной группе ситуация не ухудшилась (что очень важно, т.к. существуют данные о том, что традиционные методы могут усиливать проблемы в школе). Лучше всего, когда группу ведут сотрудники школы - у них это получалось с первого раза. Создатель метода Сью Янг считает эту методику универсальной только для начальной школы, а с более старшими классами, по ее мнению, нужен индивидуальный подход к каждой ситуации и индивидуальные консультации. 

Литература:
1. Young S. The support group approach to bullying in schools. Educational Psychology in Practice, 1998, 14, 1, p.32-39 
2. Young S. Solution-focused schools: ant-bullying and beyond. 2009. BT Press, London.

Комментариев нет:

Отправить комментарий