Глава из книги "Ориентированная на решение краткосрочная терапия в школе. Обзор исследований и практики"
Автор: М. КеллиПеревод Александры Павловской
Исследования поведения учеников и их достижений в школе все чаще говорят о том, что творческие и вовлеченные учителя гораздо лучше управляют классом, нежели выгоревшие или испытывающие большое напряжение ввиду необходимости готовить учеников к тестам (Еверстон и др., 2006; Отзывчивый класс, 2006). Подобным образом, учителя, способные длительно и эффективно управлять своим классом, демонстрируют наличие сильных сторон и систем поддержки в личной жизни и школьном окружении (O’Hanlon & Clifton, 2004).
Программа WWOW (Working on What Works – «Работай с тем, что работает») пытается придать внутреннюю силу учителям в обычных или специализированных школах, чтобы они смогли осознать свои собственные сильные стороны, а также сильные стороны учеников в отношении образовательных задачи и развитии общих целей класса. Его разработали создатели ориентированного на решение подхода Инсу Ким Берг и Ли Шилтс в 2002 году (Berg & Shilts, 2005). После пилотного запуска программы в школах города Форт-Лодердейл, штат Флорида, WOWW начали применять и в других городах, в том числе, в нескольких школах Чикаго, где мы работали (Berg & Shilts; Kelly & Bluestone-Miller, 2007). В этой главе мы поделимся некоторыми из наших первоначальных открытий в отношении эффективности WOWW в оказании помощи учащимся и учителям, а также иной предварительной информацией об WOWW, которую мы смогли обнаружить.
Поиск решений в учительской
В последний день перед каникулами я достал свои макароны из микроволновки и уселся рядом с коллегами-учителями. Не успел я открыть рот, как одна из учительниц начала меня допрашивать о том, что я думаю по поводу ее класса. «Вы же работаете с половиной из них, правда, они дикие?» - спросила Бетти - «Джини (ее коллега – учительница 2 класса) сказала мне, что эти третьеклашки будут вести себя со мной как сущие дьяволы, и оказалась права! А самые ужасные – Сэл и Карлос. Почему именно мне досталась эта парочка?» Внешне я сидел абсолютно тихо, я и так уже понял, что Бетти только-только начинает свой монолог. Внутри я размышлял над тем, что может быть, пришло время предложить Бетти и ее классу нечто большее, чем просто выдергивать по одному тех детей из класса, у кого в индивидуальных образовательных планах прописаны услуги социального работника.
Скоро уже все учителя за столом начали делиться своими историями о Сэле и Карлосе: одна учительница сообщила, что дежурит на обеденной перемене и считает, что Сэлу, «вообще не стоит ходить на ланч, пока он не научится себя вести». Другая рассказала историю о том, как отец Карлоса высадил его из машины у школы, и как она слышала от одной из мамы, что та учуяла от Карлоса запах алкоголя. «Ну вот, видите, с чем мне приходится иметь дело! - сказала Бетти и повернулась ко мне – Ну и что же вы думаете?»
Я глубоко вздохнул и согласился с ней, что дети у нее в классе непростые. Я сказал, что мне было бы интересно попробовать в ее классе новую программу. Программа называлась WWOW и, кажется, она могла бы стать хорошим подспорьем в деле управления классом Бетти. Учительница сказала, что подумает об этом, но быстро добавила, «пусть директор знает и будет готова к тому, что я начну посылать Сэла и Карлоса к ней, если в ближайшее время ничего не изменится».
Хуже всего для школьного социального работника - оказаться в учительской. Негативная энергия там может зашкаливать, поскольку легкая болтовня и смех о стрессовых рабочих ситуациях быстро переходит в расспрос о детях с которыми вы работаете («в чем же все-таки проблема Билли?») или в не слишком профессиональные толкования того, почему некоторым детям приходится нелегко в школах («эти дети Смитов все одинаковые, я учила их папашу, и он был такой же сумасшедший»). В таких ситуациях затрагиваются много важных тем нашей профессиональной жизни и этики, поскольку нам нужно определиться ,как на это ответить (и наконец-то доесть наш обед). Хотя нам все еще не нравится перемалывать косточки и сплетничать о детях, мы поняли, что благодаря коучингу, ориентированному на решение, например, программе WOWW, мы можем относиться к нашим коллегам-учителям с большим сочувствием. Ведь они в свое рабочее время пытаются бороться с множеством проблем и справляться со сложными характерами детей, которые каждый день ходят в их класс.
Учителя – тоже люди
Учителя не монстры, не большие монстры, чем дети. Учителя идут в школу в надежде передать ученикам любовь к учебе и стать теми людьми, на кого дети могли бы равняться. Снова и снова, новички-учителя говорят о «любви к детям» и «страсти к учительству» как о причинах для выбора своей профессии (Roehrig, Presley & Talotta, 2002). Однако исследования также показывают, что 50% из этих восторженных учителей-идеалистов уйдут из профессии примерно через 5 лет (National Education Association, 2006). А значит, что-то происходит в эти первые годы, что приводит учителей к одному и тому же выводу – преподавание не для них. Что мы можем понять из исследования о продолжительности работы учителей и их выгорании?
Во-первых, мы могли бы подумать о наших коллегах-учителях так же, как мы думаем о наших клиентах – они сложные и интересные личности, которые обладают множеством сильных сторон и встречают большое количество вызовов на работе. Короче говоря, они люди, и если уж на то пошло, мы, применяя интервенции, основанные на ориентированном на решение подходе, например WOWW, поможем им привнести больше человечности в их учительскую практику, а также дадим им шанс делиться классными проблемами подходящим способом, основанным на поиске решений, с коучем WOWW и их учениками.
Ровно так же, как мы не занимаем воспитательных ролей в школе, мы не являемся и супервизорами или оценщиками работы учителей (Constable, 2006). Это может быть для нас обузой – ведь мы должны мириться с учителями и школьной средой, которые бывают враждебными по отношению к детям. Но иногда это может стать возможностью применить ориентированный на решение подход. Мы предлагаем программу WOWW как один из способов оказать помощь на различных уровнях школьной системы: помочь учителям увидеть их собственные сильные стороны; помочь ученикам работать более эффективно вместе как группа; помочь и учителям, и ученикам понять, как с большим уважением и вниманием относиться друг другу, так чтобы за учителем оставался безусловный авторитет, а ученики могли бы высказываться и вести себя целенаправленно в позитивном ключе.
История
Навыки
Фазы коучинга в модели WOWW:
Представьтесь ученикам: «Я собираюсь походить к вам и посмотреть, что хорошего умеет делать ваш класс. А потом я вам расскажу, что увидел»
Отмечайте сильные стороны класса и дождитесь, чтобы ученики сами указали Вам на сильные стороны своего класса. Это покажет их готовность к следующей фазе.
Поделитесь тем, что вы увидели, и подготовьте класс к определению задач.
Фаза 2. Определение задач класса с учениками и учителями (4 или 5 неделя)
С учителем и классом определите цели, на достижение которых они будут работать, например «с уважением относиться друг к другу» и помогите им определить на каком уровне они уже сейчас умеют быть уважительными - от 1 до 10.
Попросите учеников описать, какое поведение поможет им с «7» подняться до «8» или до «9», и попросите их поискать такое поведение в себе и в других в течение следующей недели.
Расположите на шкалах оставшиеся цели, в достижении которых заинтересован класс.
Фаза 3. Шкалирование успехов класса и усиление (оставшиеся сессии WOWW)
После того, как все привыкли к шкальным вопросам, учителя могут написать цель со шкалой на доске в качестве напоминания, а класс может начать прикладывать усилия для достижения своих целей каждую неделю. Сделайте явным прогресс класса в отношении постановленных целей и вновь и вновь говорите об этом при необходимости.
Источник: Адаптировано из Berg, I. & Shilts, L. (2005). Classroom Solutions: WOWW Coaching. Milwaukee, WI: BFTC Press.
Коуч - в нашем случае это обычно школьный социальный работник - наблюдает за тем, как функционирует класс в течение 20-30 минут, и затем высказывает комплименты и задает вопросы в духе краткосрочного ориентированного на решение подхода. Класс побуждают осознать свои собственные сильные стороны и совместно разработать решения проблем с поведением в классе, а не выбирают для этого нескольких бунтующих учеников. Одна главных целей WOWW – избавиться от тенденции, при которой классы, в которых есть сложные ученики, теряют чувство сплоченности и общей цели. В WOWW мы возвращаем класс к совместному обсуждению того, что целый класс считает требующим для изменений, пытаемся достучаться до более сложных учеников, и при этом дать голос и тем ученикам, которые уже следуют правилам учителя и хорошо сотрудничают с другими.
Следующее обсуждение – обычная беседа в формате WWOW, состоявшая, после того как коуч пронаблюдал и поработал с классом в течение нескольких занятий. Этот пример из нашей работы с третьим классом:
Школьный социальный работник (СР): Привет всем, меня зовут мистер Келли, и я буду ходить в ваш класс раз в неделю следующие пару месяцев. Сначала я хотел бы попросить, чтобы все дети в классе, которые умеют считать до десяти, подняли руки. Все? Здорово. А теперь, кто знает, что значит «идеальный»?
Ученик 1: Это значит очень, очень хороший. Такой хороший, что лучше уже нельзя.
СР: Правильно, так и есть. А теперь давайте подумаем о нашем классе. Вот этот наш класс идеальный?
Ученики: Нет! (смеются)
СР: Ну и хорошо, я еще никогда не бывал в идеальном классе. Ну а как вы оцените поведение класса в течение предыдущей недели на шкале от 1 до 10, если 10 – это идеальное?
(СР просит учеников записать их оценки и передать анонимно, а потом он вместе с учителем они заносят результаты в таблицу. В это время СР наблюдает за сильными сторонами класса и расспрашивает их об исключениях в отношении главных проблем с поведением, которые назвал учитель, в основном связанных с тем, как класс ведет себя после ланча).
СР: Спасибо за голосование, средняя оценка класса – 6,5. Это определенно не идеальная, но достаточно хорошая оценка. Что вы думаете, что мог бы делать класс, чтобы на следующей неделе оценка была 8? Как бы класс вел себя по-другому, что бы ученики делали лучше в этих случаях?
Ученик 2: Мы бы лучше выстраивались и были бы более усидчивыми после обеда.
СР: Хорошо, а что еще?
Ученик 3: Мы бы выслушивали учительницу с первого раза, когда она нам что-то говорит, и не заставляли бы ее так повышать голос после ланча (дети и учительница смеются).
СР: Здорово, а что еще вам нужно было бы сделать?
Ученик 4: Начать лучше относиться друг к другу. Мы иногда очень громко кричим в классе после ланча.
Многие вопросы и приемы здесь покажутся знакомыми. Как видно из примера, коучи просят у студентов честно оценить свой класс в отношении определенных задач (как хорошо они слушают, как хорошо они выстраиваются в линейку, и т.п.), а после этого дать шкальную оценку от 1 до 10. Следующий шаг коуча – задать больше шкальных вопросов, чтобы помочь классу поставить задачи для следующих сессий. В данном случае ученики сказали, что за умение слушать они поставили бы себе 6,5 – в тем моменты, когда учительница пытается их организовать после ланча. Как показывает пример, это, казалось бы, небольшое событие дня на самом деле оказывало дестабилизирующий эффект на весь день - многим ученикам не удавалось войти обратно в строй, а другие говорили, что им хотелось бы, чтобы учительница не кричала бы так, пытаясь успокоить класс. И для учителя, и для учеников улучшение поведения в этот период учебного дня оказалось важным, и задавая шкальные вопросы, коуч смог оценить, какой прогресс был бы реалистичным для класса на следующей неделе.
Вдобавок к акценту на мобилизации учеников вокруг имеющихся у них сильных сторон, особенное внимание уделяется тем надеждам на изменения в классе, которые испытывает учитель. В общем классном обсуждении, а также в течение дебрифингов с коучем после занятий учителей просят поделиться своим восприятием поведения и задач для изменения, определенных классом. Метод WOWW, в отличие от других техник управления классом, предлагающих применять уловки или внешние поощрения, заинтересован в том, чтобы учителя и студенты сами находили небольшие выгоды, которые они получают, и потом «делали больше того, что срабатывает», чтобы эти успехи стали большими достижениями для всей классной среды.
Дебрифинги с учителями иногда оказывают исключительно важное влияние на работу = WOWW. В ходе этих конфиденциальных встреч, учителям предоставляется та же возможность, что и ученикам - порассуждать о классе и определить его возможности и сильные стороны.
Вот пример дибрифинга с коучем из того же случая работы с третьим классом, который мы приводили ранее:
СР: Спасибо, что согласились встретиться со мной сегодня. Как Ваш день?
Мисс Смит (МС): Очень хорошо, дети вели себя отлично. В такие дни все ждешь, когда же они начнут кричать после ланча. Они ведут себя слишком идеально…
СР: Да, это чудесные дни, но немного нервозные. Вы не заметили, может быть, Вы что-то делали по-другому сегодня, чтобы дети так хорошо себя вели?
МС: Не знаю… ну я в какой-то момент начала петь для них.
СР: Погодите, вы … пели?
МС: Да, сегодня директор объявил о том, что у нас будет школьный песенный конкурс, и я рассказала классу о своей любимой песне “Dancing Queen” группы ABBA. Дети сказали, что никогда раньше не слышали ее, и я сказала, что им до 4-ого класса просто необходимо услышать эту песню. Билли попросил меня спеть, и я спела. Дети просто заливались от смеха, а потом хлопали мне стоя.
СР: А Вы просто вот так взяли и спели?
МС: Да. Я никогда такого раньше не делала. Мне нравится петь с семьей или в церкви, но не думаю, что ученики когда-либо слышали, как я пою.
СР: Это здорово. А почему Вы думаете, что ваше пение могло повлиять на их сегодняшнее поведение?
МС: Я не уверена, наверное, потому что дети получали удовольствие, а было-то всего 8-15 утра! Или может быть, они видели, что я в хорошем настроении, и что со мной сегодня они могли расслабиться.
СР: А что Вы имеете в виду, когда говорите – расслабиться с Вами? Были ли времена, когда Вы были более расслаблены и замечали, что у детей другая на вас реакция?
МС: Да всегда. Дети постоянно на меня равняются. Если я расслабляюсь и наслаждаюсь жизнью, мы лучше работаем все вместе.
Этот подход применялся во Флориде и в Чикаго в течение последних трех лет. Во Флориде он был запущен в специальных классах, и посещаемость этих классов стала значительно лучше. Результаты программы вдохновили директора запустить WOWW и в обычных классах (L.Shilts, частная беседа). Предварительные данные по изучению WOWW в Чикаго таковы:
В 2006-2007 в рамках проекта «Лойола Фэмили и Скулз Партнершип Программ» модель WOWW применялась в трех начальных школах в Чикаго. Пилотное исследование, приведенное здесь, было проведено в трех школах с участием семи учителей-добровольцев.
Эффективность программы WOWW измерялась при помощи до и послетестового опросника, который заполнялся учителями-участниками. Опросник включал в себя шкальные вопросы (от 1 до 5) и оценивал, как учителя воспринимали свои навыки руководства классом и поведение учеников. На четырех из пяти шакалах обоих опросников, t-критерии для независимых выборок при повторных измерениях показывают, что у WOWW статистически значимые результаты, и что программа эффективна в вопросах улучшения климата в классе. Вот краткое изложение этих результатов:
- в результате WOWW вырос уровень восприятия учителем своего класса как послушного, t(5) = 35, p < .05, односторонний критерий
- в результате WOWW выросло позитивное восприятие учителей себя как эффективных в управлении классами, t(5) = 1.83, p < .10, односторонний критерий
- WOWW помогла увеличить восприятие учеников себя как ведущих себя лучше и более уважительных, t(5) = 6.6, p < .05 и t(5) = 2.8, p < .05, односторонний критерий
Пилотные данные (N=6) говорят о том, что WOWW может стать эффективной программой для управления классом и развития навыков учителей. Однако, небольшая выборка и отсутствие группы для сравнения, а также отсутствие информации по влиянию программы WOWW на другие переменные работоспособности в классе (например, на результаты тестов, количество дисциплинарных наказаний и посещаемость) не дают нам возможности сказать, имеет ли WOWW столь значимое влияние на то большое количество других переменных, которое, по заявлениям, имеют другие техники управления классом (Marzano 2003, Wentzel, 1991).
WOWW интуитивно нравится школьным социальным работникам, которые пытаются найти позитивные и безопасные способы помощи учителям и студентам, чтобы они лучше вместе работали в классах. Это многообещающая техника, которая пытается использовать активные элементы краткосрочного ориентированного на решения подхода, чтобы привнести значимые изменения в поведение класса, психологическую устойчивость учителей и достижения учеников. Еще очень рано говорить о том, насколько WOWW может повлиять на эти важные показатели в школах, хотя мы надеемся ввести эту программу в большее количество школ в Чикаго и его окрестностях в 2008 году и изучить программу в этих условиях с большой выборкой и с другими классами в качестве контрольных групп.
СР: Спасибо, что согласились встретиться со мной сегодня. Как Ваш день?
Мисс Смит (МС): Очень хорошо, дети вели себя отлично. В такие дни все ждешь, когда же они начнут кричать после ланча. Они ведут себя слишком идеально…
СР: Да, это чудесные дни, но немного нервозные. Вы не заметили, может быть, Вы что-то делали по-другому сегодня, чтобы дети так хорошо себя вели?
МС: Не знаю… ну я в какой-то момент начала петь для них.
СР: Погодите, вы … пели?
МС: Да, сегодня директор объявил о том, что у нас будет школьный песенный конкурс, и я рассказала классу о своей любимой песне “Dancing Queen” группы ABBA. Дети сказали, что никогда раньше не слышали ее, и я сказала, что им до 4-ого класса просто необходимо услышать эту песню. Билли попросил меня спеть, и я спела. Дети просто заливались от смеха, а потом хлопали мне стоя.
СР: А Вы просто вот так взяли и спели?
МС: Да. Я никогда такого раньше не делала. Мне нравится петь с семьей или в церкви, но не думаю, что ученики когда-либо слышали, как я пою.
СР: Это здорово. А почему Вы думаете, что ваше пение могло повлиять на их сегодняшнее поведение?
МС: Я не уверена, наверное, потому что дети получали удовольствие, а было-то всего 8-15 утра! Или может быть, они видели, что я в хорошем настроении, и что со мной сегодня они могли расслабиться.
СР: А что Вы имеете в виду, когда говорите – расслабиться с Вами? Были ли времена, когда Вы были более расслаблены и замечали, что у детей другая на вас реакция?
МС: Да всегда. Дети постоянно на меня равняются. Если я расслабляюсь и наслаждаюсь жизнью, мы лучше работаем все вместе.
Исследование
В 2006-2007 в рамках проекта «Лойола Фэмили и Скулз Партнершип Программ» модель WOWW применялась в трех начальных школах в Чикаго. Пилотное исследование, приведенное здесь, было проведено в трех школах с участием семи учителей-добровольцев.
Эффективность программы WOWW измерялась при помощи до и послетестового опросника, который заполнялся учителями-участниками. Опросник включал в себя шкальные вопросы (от 1 до 5) и оценивал, как учителя воспринимали свои навыки руководства классом и поведение учеников. На четырех из пяти шакалах обоих опросников, t-критерии для независимых выборок при повторных измерениях показывают, что у WOWW статистически значимые результаты, и что программа эффективна в вопросах улучшения климата в классе. Вот краткое изложение этих результатов:
- в результате WOWW вырос уровень восприятия учителем своего класса как послушного, t(5) = 35, p < .05, односторонний критерий
- в результате WOWW выросло позитивное восприятие учителей себя как эффективных в управлении классами, t(5) = 1.83, p < .10, односторонний критерий
- WOWW помогла увеличить восприятие учеников себя как ведущих себя лучше и более уважительных, t(5) = 6.6, p < .05 и t(5) = 2.8, p < .05, односторонний критерий
Пилотные данные (N=6) говорят о том, что WOWW может стать эффективной программой для управления классом и развития навыков учителей. Однако, небольшая выборка и отсутствие группы для сравнения, а также отсутствие информации по влиянию программы WOWW на другие переменные работоспособности в классе (например, на результаты тестов, количество дисциплинарных наказаний и посещаемость) не дают нам возможности сказать, имеет ли WOWW столь значимое влияние на то большое количество других переменных, которое, по заявлениям, имеют другие техники управления классом (Marzano 2003, Wentzel, 1991).
Будущее
Уже стало ясно, что один из важнейших вопросов – как лучше «продать» эту программу в школы. Изначально программа WOWW во Флориде подразумевалась как абсолютно волонтерская, если говорить об участии учителей, и мы руководствовались той же идеей, когда привлекали семь учителей для участия в нашем пилотном исследовании (Kelly & Bluestine-Miller, 2007, рукопись на рассмотрении). Однако в двух из трех школ стало очевидно, что директора хотели бы расширить программу WOWW и предложить поучаствовать в ней всем учителям, особенно тем, которые, по мнению директоров, находились в риске выгорания или даже под угрозой увольнения. Это оказалось большим вызовом для нашей исследовательской команды, поскольку мы хотели уважать желания директоров, но при этом избежать ситуации, когда WOWW становилась еще одной обузой для уже и так перегруженных учителей. (Мы со временем смогли избежать конфликта с директором, согласившись провести расширенную программу в следующем году и на тот момент учесть пожелания директора и задействовать более проблемных учителей). Нам было очевидно, что WOWW не должна быть продолжением программы оценки работы учителей, в которой коуч рассматривался бы как своего рода «шпион», работающий на директора и администрацию.
Будущие масштабные эксперименты по применению и оценке техники WOWW должны будут учитывать эти вопросы, поскольку учителя обычно с подозрением относятся к любым обязательным программам по управлению классам, а директора хотят, чтобы им были доступны все результаты этих программ. С этой проблемой уже столкнулись другие подобные методы (Marzano, 2003), и поскольку мы пытаемся изучать WOWW в более широком масштабе, мы надеемся быть более чуткими к этим вызовам в будущем.
Опытные школьные социальные работники давно знают, что одни из главных их клиентов в школах – их коллеги-учителя. Программа WOWW – коучинговая программа для учителей, которая помогает школьным социальным работникам распространить свои интервенции на уровень всего класса, где в качестве клиента выступает учитель и класс. Интервенция показала изначальные позитивные результаты в ходе пилотных исследований, и мы надеемся увидеть более широкие исследования WOWW в будущем - о влиянии программы на стиль управления классом, выгорание учителей и достижения учеников, например учебные оценки и посещаемость. В условиях нарастающего давления на учителей и студентов мы верим, что школьные социальные работники должны использовать такие школьные интервенции, как WOWW, чтобы определить сильные стороны классов и помочь учителям и школьника более эффективно работать вместе.
Будущие масштабные эксперименты по применению и оценке техники WOWW должны будут учитывать эти вопросы, поскольку учителя обычно с подозрением относятся к любым обязательным программам по управлению классам, а директора хотят, чтобы им были доступны все результаты этих программ. С этой проблемой уже столкнулись другие подобные методы (Marzano, 2003), и поскольку мы пытаемся изучать WOWW в более широком масштабе, мы надеемся быть более чуткими к этим вызовам в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий