Michael D. Reiter
перевод Ирины Коротких
Последние
исследования показывают, что среди многих, так называемых «неспецифических» или
«общеизвестных» факторов, влияющих на результат терапии, 15% приходится на долю
надежды и ожидания изменений (Lambert, 1992).
Данная статья посвящена специфике воздействия данного фактора в одном
конкретном психотерапевтическом подходе, - Ориентированной на решение
краткосрочной психотерапии (ОРКТ). В статье сделана попытка показать, как
компоненты ОРКТ основываются на «общеизвестном факторе» надежды и ожидания/предвкушения
изменений.
В последние годы существенно возрос интерес к тому,
какие же факторы являются решающими в достижении результата психотерапии.
Многие исследователи занимаются этой проблемой и, несмотря на различия в
определениях и описаниях, в их работах наблюдается много сходства. Одну из
наиболее интересных работ в этой области проделал Lambert (1992), который на основе проведенного им
мета-анализа результатов психотерапии сделал вывод о четырех основных
источниках желаемых изменений в психотерапии. Первый – это вне-терапевтические
изменения, на долю которых приходится 40%. Сюда относятся как личностные
характеристики клиента, так и факторы его окружения, способствующие позитивным
изменениям. Второй важный источник изменений – терапевтический альянс (30%),
включающий эмпатию, сердечность и принятие. Третий компонент, способствующий
позитивному изменению - это техника, те специфические пути и способы, которые
использует психотерапевт. На долю технических приемов приходится 15%. И
четвертым важным компонентом, влияющим на исход терапии (на его долю приходится
также за 15%), является надежда и ожидание (или вера в возможность результата).
Уже само только ожидание, что терапия поможет, работает и реально помогает. Оно
дает клиенту надежду, и на облегчение симптома, и на то, что в его жизни
произойдут и другие позитивные изменения.
Все эти четыре фактора действуют одновременно во всех
видах психотерапии. В данной статье речь пойдет только об одном факторе,
надежде и ожидании (результата), применительно только к одному специфическому
терапевтическому подходу, – ОРКТ.
Надежда
Надежда – основной фактор психотерапии, и терапевт
может помочь клиенту ее в себе взрастить. Люди приходят в психотерапию, потому
что их жизнь идет не так, как им хочется, и обычные способы, которые они
использовали раньше, справляясь с трудностями, в данной ситуации не работают. Большое
количество клиентов приходят, когда их надежда на лучшее уже начала угасать, и
в большой степени они приходят именно за тем, чтобы возродить надежду и веру в возможность
позитивных изменений. «Людям предлагается надежда на то, что что-то можно
сделать, чтобы им помочь» (Assam and Lambert, 1999, p.37)
Надежда помогает привести к позитивным изменениям. По
определению Снайдера (Snyder, 19994), надежда
может быть описана как способ размышления о цели: это взаимосвязь между
представлением человека о возможных способах продвижения к этой цели и
ощущением собственной энергии, силы, необходимой для ее достижения.
Это означает, что человек должен получить мотивацию к
изменению, а затем выработать план того, как добиться этого изменения.
Психотерапия помогает и в том и в другом аспекте.
Надежду можно развивать и использовать как движущую
силу. Обычно это происходит как внутри индивида, так и между индивидами. Кто-то
может сам мотивировать себя к тому, чтобы желать изменений, и сам знает, как их
достичь. Другим нужна помощь. Это очень наглядно в сфере поддержания физической
формы. Кто-то верит, что может сделать это самостоятельно, идет в спортзал и
выполняет все необходимые упражнения, а кому-то недостает уверенности и
необходима помощь персонального тренера, чтобы развить нужную мотивацию,
спланировать и выполнить все упражнения. Психотерапия может работать
аналогичным образом с клиентами, которым необходима помощь в том, чтобы усилить
мотивацию (и, соответственно, надежду) и выработать план достижения
поставленных целей.
Очень важно быстрое развитие надежды в процессе
терапии, ее усиление, так как многие существенные изменения у клиента происходят
на раннем этапе терапии (в течение первых четырех недель (Snyder et al., 1999)). Надежда на позитивные изменения может быть мощной
движущей силой на этом этапе, так как уже сам акт начала терапии
свидетельствует о том, что у человека появилась некая дополнительная решимость
достичь своих целей.
Развитие надежды неотделимо от постановки целей. Как
пишет де de Shazer (1985), «то, что у человека есть цель, или
цели, означает, что у него есть некие ожидаемые полезные результаты собственных
усилий». Snyder (1994)
представил свои соображения о том, как создавать цели, способные «зажечь»,
воодушевить человека. Во-первых, люди должны ставить цели, интересные для них,
заставляющие их волноваться. Во-вторых, необходимо ставить сразу несколько
целей. В-третьих, когда уже намечено некоторое количество целей, их нужно
распределить согласно их приоритетности, выделить более важные и срочные. Простраивание
иерархии целей способствует укреплению надежды. Четвертый шаг: самые важные
цели следует разбить на мелкие конкретные задачи и сконцентрироваться на них. При
этом цели не должны быть нереалистичны или слишком трудны для достижения.
Теоретически цель включает мотивацию, энергию и
способы достижения. Размышления о последних соединяют настоящее с будущим и
придает энергию, необходимую для продвижения к цели. Напоминание об успехах
придает сил и помогает активно действовать, оно образует связь между прошлыми и
будущими достижениями, которая основана на ожидании результата.
Ожидание
Часть цели – это ожидание, эти факторы взаимосвязаны.
«Надежда рождает ожидание – ожидание необходимых и желаемых результатов…
Ожидание же в свою очередь является активирующей энергией надежды, ее движущей
силой» (Fanger, 1991, p.34). Таким образом, помогая клиенту возродить надежду,
терапевт также усиливает его ожидание.
Чем больше люди ждут результатов, на которые они
надеются, тем больше они воодушевляются и, как следствие, тем настойчивее они
ищут пути решения и достижения этих результатов. Ожидания поощряются
окружающими, в частности терапевтом, его позицией по отношению к возможности
успеха терапии.
Ориентированная на решение
краткосрочная психотерапия
ОРКТ в полной мере использует фактор надежды и
ожидания. В этом терапевтическом подходе решения не являются заранее
подготовленными, они вырабатываются, когда клиент и терапевт могут
конструировать ожидаемое полезное и удовлетворительное изменение. Клиенты уже
некоторое время безуспешно пытались справиться со своими проблемами, поэтому
они приходят на терапию в ожидании проблем. Поскольку ОРКТ основывается на
прошлых успехах клиентов, и есть идея, что клиент на пути к цели может многое
делать по-другому, действовать иначе, чем обычно, в процессе терапии у клиента
и терапевта появляется возможность сформировать новые ожидания, отличные от
тех, с которыми клиент пришел в терапию. Ожидания составляют очень большую
часть ОРКТ. Де Шазер считал, что одной из задач терапевта является помощь в
выработке определенных ожиданий относительно решения проблемы. Этот терапевтический
контекст устанавливается еще до начала терапии, он начинается с позиции
терапевта, которая предполагает его собственные ожидания результатов, его
собственную веру в то, что изменения в жизни клиентов не только возможны, но
обычно происходят довольно быстро.
Изменения до начала терапии
Одной из предпосылок ОРКТ является понимание
изменений как постоянных и неизбежных. Эта философия предполагает, что некоторое
изменение происходит уже между первым разговором с терапевтом и первой сессией.
Многие ОРКТ терапевты еще в процессе назначения даты первого приема просят
клиентов обращать внимание на изменения, которые будут с ними происходить до
начала собственно терапии. Такая фокусировка перекидывает мостик из прошлого в
будущее. «Это создает ожидание и предположение, что их тяжелая ситуация может
стать немного легче уже к моменту первой встречи, и такое развитие событий
нормально и ожидаемо» (Berg, Miller, 1992). Это помогает клиенту получить надежду и
вдохновиться идеей, что его жизнь может измениться к лучшему.
Отслеживание изменений еще до начала терапии дает два
преимущества. Во-первых, человек понимает, что в его жизни это случилось и может
произойти вновь. Во-вторых, это изменение приписывается клиенту – он что-то
такое для этого сделал. Таким образом, клиент осознает, что он сам может что-то
сделать в своей жизни без чьей-либо помощи, что он достаточно для этого
компетентен и может продолжать самостоятельно строить свою жизнь. Это может
выглядеть примерно так:
Терапевт:
Что стало лучше с того момента, как вы позвонили, чтобы договориться о встрече?
Клиент:
Не знаю. Я чувствовал себя подавленным, когда позвонил. К счастью, я получил
работу и теперь работаю.
Терапевт:
Ну да! Как Вам это удалось? Получить работу? Даже когда Вы были не в форме,
чувствовали себя подавленным, вы смогли двигаться вперед.
Терапевт подчеркнул, что клиент продолжал занимать
деятельную, активную позицию по отношению к собственной жизни, и установил, что
есть сильные стороны, определенные способности – все это способствует созданию
надежды.
Что изменилось? Вопросы
Терапевты ОРКТ фокусируются на изменениях. Это могу
быть изменения между первым звонком и первой встречей, разница между
проявлением позитивного отношения и негативного, между активной и пассивной
позицией, между тем, когда клиент что-то замечает или нет, между предыдущей
встречей и той, что идет сейчас. Обычно сессия ОРКТ начинается с вопроса о том,
что изменилось (предполагается, что речь идет о позитивных изменениях).
Терапевт ожидает позитивных перемен, и это чувство постепенно передается
клиенту, который также начинает замечать и сознательно искать изменения к
лучшему, и таким образом также начинает ожидать, что ситуация будет двигаться в
нужную сторону.
Вопрос «Что изменилось?» может быть сформулирован
также как «Что стало лучше?». В любом случае терапевт старается «развить
успех», подробно расспрашивая об этом. Когда клиент впервые заметил это
изменение, где это произошло, сколь велико это изменение, кто еще его заметил? Что
сделали другие, чтобы это стало возможным, и что сделал сам клиент, чтобы это
изменение/улучшение произошло? Один из лучших вопросов, позволяющих наполнить
деталями и усилить описание изменений, сделать его более насыщенным – вопрос
«Что еще?». В результате человек смотрит на свою жизнь под другим углом и
начинает замечать свои сильные стороны и ресурсы.
Терапевт: Мы
встречались две недели назад. Что изменилось с момента нашей последней встречи?
Или если я могу спросить по-другому, что стало лучше?
Клиент:
Мы с мамой лучше уживаемся.
Терапевт: Это
большое изменение. Как вам удалось это сделать?
Клиент: Я
не знаю. Просто она кажется другой. Кажется, она изменилась.
Терапевт: А
как Вы изменились по отношению к ней? Как Вы сейчас по-другому с ней общаетесь,
что Вы делаете иначе?
Вопросы, ориентированные на
настоящее и будущее, вместо вопросов, о прошлом.
ОРКТ в высшей степени ориентирована на будущее. Этот
принцип предполагает, что будущее – это место, где реализуются надежды, где
люди сами строят свою жизнь и вершат свою судьбу. Теоретически, к прошлому, к тому,
что привело человека в терапию, вообще не нужно обращаться (хотя в
действительности о прошлом приходится говорить, особенно на первой встрече, во
время перехода от проблемной истории к разговору о возможном решении). Главный
момент, когда речь идет о прошлом – это когда происходит поиск исключений из
проблемной истории и когда клиенты рассказывают о своих тревогах и проблемах,
приведших в терапию. Специалисты ОРКТ считают, что будущее не предопределено,
его можно создавать и обсуждать. Терапевт ОРКТ очень оптимистично, с большими
надеждами думает о будущем клиента и старается сообщить об этом клиенту.
С самого начала любой сессии в ОРКТ речь идет о том,
чего клиент хочет или хотел бы, а не о том, как и почему его жизнь является
неудовлетворительной. Считается, что застревание на проблемах приведет к
ощущению безнадежности, пессимистичному взгляду на будущее, и к деморализации
как клиента, так и терапевта. Напротив, оптимистичное отношение к будущему,
которое создается и укрепляется с помощью постановки целей, обсуждения сильных
сторон и ресурсов, с помощью стратегических комплиментов, и выявления
исключений из проблемной истории, дает клиенту надежду. Эта надежда дает ему
возможность справляться с текущими трудностями, при этом сама еще более усиливается
и укрепляется.
Фокусируясь на изменениях в ближайшем будущем,
терапевты сообщают клиентам, что ожидают этих изменений и знают, что они
произойдут весьма скоро.
Терапевт: С
какой надеждой Вы пришли на терапию?
Клиент:
Я не хочу больше быть в депрессии.
Т.: А
каким Вы хотите быть?
К.:
Счастливым.
Т.: А
что Вы будете делать, когда будете чувствовать себя счастливым?
Вместо того, чтобы сконцентрироваться на том, каково
это «быть в депрессии», довольно быстро терапевт и клиент оказываются втянутыми
в дискурс о том, каково это «быть счастливым», подробно обсуждая возможные
конкретные действия и события, которые будут происходить в состоянии счастья.
Такое обсуждение создает атмосферу ожидания, предвкушения изменений, и
усиливает надежду клиента на то, что все это действительно произойдет.
Шкалирование
Вопросы шкалирования используются в ОРКТ для того,
чтобы «измерить» осознание, понимание клиента, чтобы замотивировать и
вдохновить его, чтобы прояснить цели и все другое, что может быть для него
важным. Это мостик между тем, где клиент находится сейчас, или где он был до
настоящего времени, и где он хочет быть в будущем. Клиенты могут сами измерить
и оценить свою ситуацию, все ее аспекты.
В вопросах шкалирования изначально содержится
надежда, они создают и усиливают ожидание, предвкушение позитивных желаемых
изменений. Так, у клиентов изначально может быть очень скудное представление о
возможных вариантах, о том какие изменения вообще могут произойти. И отвечая на
вопрос, «На шкале от 0 до 10, где 0 – это то, как дела обстоят сейчас, что
должно произойти, чтобы вы продвинулись на 1?», клиенты понимают, что
существует большое пространство для изменений, и улучшений, которые могут
произойти в их жизни. И тогда фокус терапии смещается с того, возможны ли изменения, на то, как этих изменений можно достичь.
Терапевт: Мы немного поговорили о том, как изменится
ваша жизнь, когда вы будете чувствовать себя счастливым. Давайте попытаемся
добавить определенности, конкретности. На шкале от 0 до 10, где 0 – самое
плохое состояние, в котором вы можете находиться, а 10 – самое счастливое, где
вы находитесь сейчас?
Клиент: Может быть на 3.
Терапевт: Хорошо. А теперь давайте представим, что
уже наступил завтрашний день, и вы на 4. Какие изменения вы заметите в вашей
жизни, которые позволят вам сказать, что это 4?
Вопросы шкалирования не только помогают укрепить
надежду, но и дают возможность ее измерить. Когда клиентам трудно двигаться в
нужном направлении, Де Шазер предлагает использовать шкалу надежды, где 0 –
полное отсутствие надежды на улучшение, а 10 – клиенты надеются так сильно, как
только это возможно, что будет лучше. Даже если клиенты говорят, что они на 0,
знание того, что шкала идет вверх, создает надежду на изменения и на то, что и
надежда тоже окрепнет.
Чудесный вопрос
Чудесный вопрос создала Инсу Ким Берг 20 лет назад,
когда одна женщина весьма пессимистично оценивала возможные перспективы
терапии. Она сказала, что нужно чудо, чтобы от терапии был какой-нибудь толк.
Инсу последовала за этой мыслью и попросила клиентку представить, что чудо
произошло. С тех пор чудесный вопрос широко используется для того, чтобы
сфокусировать клиентов на их целях, чтобы помочь им подумать о возможностях,
которых они раньше не предполагали. Чудесный вопрос звучит так:
Представьте,
что сегодня вы пошли домой и легли спать. А ночью случилось чудо и все
проблемы, которые привели Вас на терапию, исчезли. Утром вы проснетесь, но не
будете знать, что чудо произошло, так как в то время вы спали. Какими будут
первые признаки, по которым Вы узнаете, что чудо произошло?
Часто проблемы так укореняются в жизни клиентов,
представляются им бесконечными и всепоглощающими, что людям сложно самим просто
даже думать о существующих возможностях, они не в состоянии их видеть. Чудесный
вопрос помогает им в этом. И сам процесс представления возможного решения
служит катализатором осуществления этого решения.
Один из мощных механизмов действия чудесного вопроса
состоит в том, что по-настоящему «погружаясь» в желаемое будущее, «облекая его
в плоть и кровь», человек получает новый опыт, который может дать ощущение
власти над собственной жизнью.
Терапевт:
(задает чудесный вопрос)
Клиент: Я
бы не чувствовал себя так депрессивно.
Терапевт:
Как бы Вы чувствовали себя вместо этого?
Клиент:
Думаю, счастливым, наверное.
Терапевт:
Если бы я посмотрел на Вас, почему бы я мог понять, что вы чувствуете себя
счастливым?
Клиент:
Наверное, я бы больше улыбался.
Терапевт:
Что еще я бы заметил, что было бы в Вас по-другому?
Клиент:
Вероятно, я был бы более энергичным и занимался бы делами вместо того, чтобы
хандрить и слоняться по дому.
Использование чудесного вопроса позволяет разрушить
внутреннее неверие в возможность изменений, позволяя человеку почувствовать и
понять, что желаемое поведение и события могут произойти и произойдут в
будущем. Так возрастает надежда и ожидание изменений.
Вопросы об исключениях
ОРКТ предполагает, что проблемы не длятся постоянно,
не происходят все время. Исключения – это те моменты, когда проблема могла бы
себя проявить, но не проявила. Фокусировка на этих «НЕпроблемных» моментах дает
клиенту надежда на то, что проблема будет не всегда. Концентрация внимания на
этих непроблемных или хотя бы менее проблемных периодах меняет атмосферу
сессии, ее тональность: разговор становится более оптимистичным и полным
надежды.
Важно, что исключения могут быть найдены и там, где
жалобы присутствуют, но не так сильны. Так, если клиент в депрессии, ему трудно
представить себе или подумать о времени, когда он совсем не чувствовал
депрессии. Но если человек может обсуждать дни, или часы, когда он чувствовал
себя не так депрессивно, как в другое время, он видит, что есть разница между
его состояниями, и возникает надежда, что терапия может помочь усилить эту
разницу.
Терапевт:
Когда в последний раз вы в течение дня заметили, что улыбались больше, чем
раньше?
Клиент: Наверное,
три недели назад.
Терапевт:
Чем отличался тот день? Что привело Вас к тому, что Вы это заметили?
Клиент: Я
решил, что устал от плохих дней и хотел, чтобы у меня был хороший день.
Терапевт:
Как Вы сумели сделать этот выбор?
Вопросы совладания
Бывает, что в процессе поиска исключений клиент
заявляет, что исключений не было совсем. В такой момент терапевт ОРКТ может
использовать вопросы совладания и исследовать, что клиент делает для того,
чтобы дела не стали еще хуже, чем сейчас. Эти вопросы позволяют в такой,
довольно обескураживающей, терапевтической ситуации, попробовать слегка, мягко
расшатать систему убеждений клиента и его ощущение безнадежности. И в то же
время человек начинает чувствовать, что он все-таки что-то может. Вопросы
совладания показывают клиентам, что они сами предпринимают активные шаги к
тому, чтобы улучшить свою жизненную ситуацию, или, как минимум, попытаться
предотвратить ее ухудшение. Примером такого шага может служить даже само
обращение к терапевту, так как это свидетельство решения изменить свою жизнь. Таким
образом, люди начинают чувствовать, что они сами управляют своей жизнью, даже
если еще и не в полной степени.
Терапевт:
Когда в последний раз Вы чувствовали себя так, как хотелось бы? Таким
счастливым, как хотели бы?
Клиент: Я
не могу вспомнить ни одного такого случая.
Терапевт: Да..
Очевидно, что время было для вас трудным… Я думаю, непросто было сфокусироваться
на счастье, когда дела шли плохо. Как получилось, что вы не позволили этому
всему захватить вас?
Клиент: Я
думаю, мне было действительно очень тяжело.
Терапевт:
Да, это так. Однако Вы не сдались. Что заставляет Вас сохранять надежду на то,
что все как-то изменится?
Вопросы совладания позволяют изменить восприятие
ситуации: от безнадежности к надежде: с их помощью можно показать клиенту, что
даже когда он так и не думал, он тем не менее активно и позитивно участвовал в
своей жизни хотя бы тем, что не позволил ей ухудшиться еще больше.
Комплименты
Терапевты ОРКТ обычно делают клиентам много
комплиментов. Это комплименты особого рода, они подчеркивают, что человек
делает такого, что помогает улучшить ситуацию.
Комплименты сфокусированы на сильных сторонах
клиента, часто они основаны на его прошлом успешном опыте. Они сконструированы
таким образом, чтобы мышление клиента было способно воспринять нечто новое.
Делая комплимент, терапевт посылает клиенту скрытое сообщение о его ценности и
эффективности. Комплименты создают пространство, в котором можно обсуждать
продуктивные действия клиента. Эти действия могут рассматриваться как
исключения, совладание, или просто позитивные действия. Задача комплиментов
показать клиенту, что продолжать делать, какое поведение усиливать, таким
образом укрепляя и надежду, так как человек понимает, что он это уже делал и
сможет сделать снова.
Комплименты содержатся и в том, как терапевты ОРКТ
формулируют вопросы. Вместо вопросов «Почему», которые часто ставят человека в оборонительную
позицию, терапевт ОРКТ задает вопросы «Как..?» Такие вопросы содержат
комплимент, так как предполагают, что клиент что-то делает хорошо, использует
свои ресурсы и изобретательность.
Терапевт:
Как Вам удалось сохранять и даже усилить желание изменить ситуацию?
Клиент:
Не знаю. Я просто устал от этой своей депрессивности.
Терапевт:
О! Я хотел бы подчеркнуть, как это важно. Множество людей, находящихся в
депрессии, не делают абсолютно ничего, чтобы изменить ситуацию. А Вы, тем не менее,
сделали!
Здесь выдвигается на первый план то действие, которое
предпринял человек для достижения своей цели, и таким образом происходит
усиление у него надежды и ожидания изменений.
Формулировки заданий
Многие клиенты достигли своих целей с помощью ОРКТ
именно благодаря базовому допущению, что изменения постоянны и неизбежны. Одним
из отличительных признаков этого подхода является уверенность терапевта в
грядущих переменах. В процессе выработки формулировок ориентированных на
решение заданий наличие ожидания изменений и веры в них у клиента стало одной
из важнейших составляющих данных интервенций. Задания в ОРКТ– это высоко стандартизированные
интервенции (де Шазер, 1985), которые терапевты ОРКТ применяют в конце сессии.
Они стандартизированы в том смысле, что формулировка задания является
достаточно общей, чтобы подходить многим клиентам, представляющим на терапию
широкий спектр жалоб. Изначально «формулы» заданий были разработаны для того,
чтобы инициировать новое поведение клиента.
Некоторые основные принципы ОРКТ заданий выглядят так:
ОРКТ задания должны позволять/стимулировать клиент к тому, чтобы сделать что-то
иначе, совершить/заметить небольшое изменение в желаемую сторону, укрепить
ожидание изменений, позволить клиенту внести собственную уникальность в
задание, предполагать возможность повторения и широкую сферу применения. Каждый
из этих компонентов способствует укреплению у клиента ожидания успеха и веры в
него.
Наверное, самым известным заданием-схемой является
ОРКТ задание, которое терапевт дает в конце первой встречи. Цель этого задания
– переместить фокус внимания клиента с прошлого на настоящее и будущее и
безоговорочно способствовать ожиданию изменений (де Шазер, 1985). Это задание
может выглядеть так: «Во время между сегодняшней и нашей следующей встречей
обращайте, пожалуйста, внимание на все, что Вы хотели бы продолжить или
повторить, или чаще встречать в вашей жизни.» Таким образом создается
возможность для возникновения позитивного само-осуществляющегося пророчества. В
задании «для завершения первой встречи» содержится ожидание того, что
произойдет множество поступков или событий, на которых клиент сможет
основываться в дальнейшем. В задании «структурированной борьбы» (де Шазер,
1985) содержится ожидание того, что возникнет новая модель борьбы, что приведет
к изменению (и уменьшению) жалоб вокруг борьбы. В задании «неожиданности» (Reiter, 2004) есть ожидание того, что идентифицированный
пациент будет совершать позитивные и продуктивные поступки. Задание-предскзание
(де Шазер, 1985) содержит ожидание того, что не каждый день будет плохим днем;
значит, будут и хорошие дни (или, как минимум, будут «не такие уж плохие» дни).
В задании «сделай что-нибудь по-другому» (де Шазер, 1985) есть ожидание того,
что может возникнуть и возникнет новая модель отношений. Частично эти задания
работают еще и от того, что они еще раз подтверждают для клиента уверенность
терапевта в том, что изменения наступят, что клиент может измениться и решить
проблему.
Чувства надежды и ожидания являются неотъемлемой составляющей
формулировок заданий, как существующих сейчас, так и возможных в будущем. При
разработке новой формулы задания представляются полезными три критерия:
ожидание, изменение/отличие, предоставление клиентам пространства для творчества.
Каждому заданию внутренне присуще ощущение, что терапевт ожидает изменений, и
таким образом задание также способствует надежде на благоприятный исход.
Цели
ОРКТ основывается на разработке и развитии хорошо
сформированных целей клиента. Считается, что мотивация клиента возрастает,
когда терапевтическая беседа фокусируется на том, что клиент хотел бы изменить.
Этот процесс происходит постоянно в ходе ОРКТ. Беседуя о желаемом будущем в
ОРКТ, клиент все больше надеется, что он сумеет его достичь, что изменения –
это то, чего он может добиться и, в дальнейшем, поддерживать.
Получая в ОРКТ возможность сфокусироваться на целях,
клиенты быстро переходят из позиции безнадежности в позицию надежды. Цели в
ОРКТ имеют семь основных характеристик: маленькие лучше, чем большие; яркие,
важные для клиента; сформулированы в специфичных, конкретных поведенческий
терминах; достижимые в контекстах реальной жизни клиентов; ощущаемые клиентами,
как требующими от них серьезной работы; описываемые как «начало чего-то», а не
«конец чего-то»; и предполагающие появление новых моделей поведения, поступков
и т.д., а не отсутствие или прекращение существующего поведения. Поскольку цели
в ОРКТ измеряемые и конкретные, могут быть достигнуты в течение короткого
времени и ведут к появлению новых моделей поведения, они вселяют в клиентов
надежду на позитивный результат и стимулируют ожидание изменений.
Когда происходит небольшое изменение, оно увеличивает
надежду на большие изменения. Цели, формулируемые в ОРКТ, особенно способствуют
возрастанию и укреплению надежды и ожидания у клиентов, так как это цели самих
клиентов, а не терапевта. Клиент должен быть хозяином этих целей, равно как и
путей их достижения, иначе пропагандируемая надежда будет не его, а чужой
надеждой.
Заключение
В настоящей статье предложен взгляд на использование
терапевтического фактора надежды и ожидания результата в ОРКТ. Можно сказать,
что данный терапевтический подход наиболее активно использует этот
терапевтический фактор, чтобы помочь клиенту отказаться от пессимистичного,
пропитанного проблемой взгляда на будущее и принять оптимистическую позицию,
наполненную надеждой на изменения и ожиданием желаемых позитивных перемен. Как
объяснили это Берг и Миллер (Berg and Miller 1992):
«Наиважнейший подарок, который может сделать терапевт клиенту – это дать ему
надежду и видение возможностей. В ответ клиенты начинают верить в изменения к
лучшему, и верить в себя».
ОРКТ – не единственный вид психотерапии, использующий
данный терапевтический фактор, однако именно в ОРКТ надежда и ожидание являются
основой и философии, на которой развивается данный подход, и техник,
применяемых в процессе терапии.
References
1. Assay, T.P.
& Lambert, M.J. The empirical case for the common factors in therapy, Quantitative findings/ In M.A. Hubble, B.L. Duncan, & S.D. Miller (Eds.), The heart and soul of change/ What works in
therapy (pp. 33-56). Washington, DC : American Psychological Association.
2. Berg, I.K.,
& de Shazer, S. (1993) Making numbers talk: Language in therapy. In S.
Friedman (Ed.), The new language of
change (pp. 5-24). New York: Guilford.
3. Berg, I.K.,
& Dolan, Y. (2001) Tales of
solutions: A collection of hope-inspiring stories. New York: Norton.
4. Berg, I.K.,
& Miller, S. (1992). Working with the
problem drinker. New York:
Norton.
5. Cheavens,
J.S., Feldman, d.b., Woodward, J.T., & Snyder, C.R. (2006) Hope in
cognitive psychotherapies: On working with client strengths. Journal of Cognitive Psychotherapy: An
International Quarterly, 20, 135-143
6. DeJong, P.
& Berg, I.K. (2007) Interviewing for
solutions (3rd.ed.) Belmont, CA: Books/Cole
7.
de Shazer, S. (1985) Keys to solutions in brief therapy. New York: Norton.
8. de Shazer,
S. (1991) Putting differences to work.
New York: Norton.
9. de Shazer,
S., Berg, I., Lipchik, E., Nunnally, E., Molnar, A., Gingerich, W., et al.
(1986). Breif therapy: Focused solution development. Family Process, 25, 207-222.
10. de Shazer,
S., Dolan, Y., Korman, H, et al. (2007) More
than miracles: The state of the art of solution focused brief therapy. Binghamton,
NY: Haworth.
Текст перевода приводится по материалам сайта http://supporter.ru
Еще одна статья на эту тему: Blundo R.G et all. Hope: Research and Theory in Relation to Solution-Focused Practice and Training, IJSFP (2014): http://www.ijsfp.com/index.php/ijsfp/article/view/24
Текст перевода приводится по материалам сайта http://supporter.ru
Еще одна статья на эту тему: Blundo R.G et all. Hope: Research and Theory in Relation to Solution-Focused Practice and Training, IJSFP (2014): http://www.ijsfp.com/index.php/ijsfp/article/view/24