Представляем вашему вниманию второй отрывок из книги Виктора Богомолова "Волшебство клиента: традиция краткосрочной терапии", посвященный истории развития ОРКТ. Начало - здесь. Купить книгу в электронном виде можно на сайте Литрес.
РЕШЕНИЯ ВМЕСТО ПРОБЛЕМ
Команда центра краткосрочной семейной терапии в Милуоки не намеревалась разрабатывать собственную модель психотерапии, но постепенно гости и сотрудники центра стали говорить о том, что их работа во многом отличается от модели Института психических исследований (MRI). Поскольку члены команды все время экспериментировали в поисках наиболее эффективных интервенций, то рождались новые техники, которые часто приводили к неожиданным результатам. Такой техникой оказалась так называемая «Формула задания первой встречи», представленная в статье де Шейзера и Алекса Молнара в 1984 году. Сотрудники центра постепенно начали использовать эту технику со всеми клиентами и семьями в качестве «домашнего задания» в конце первой встречи. Вот как она звучит: «До нашей следующей встречи мы бы хотели, чтобы вы наблюдали и при встрече рассказали нам о тех моментах, которые будут происходить в вашей жизни (семье, браке, отношениях), относительно которых вы бы хотели, чтобы они и дальше происходили».
Данное задание было вариацией на тему парадоксальных предписаний MRI, и сначала де Шейзер с командой думали об этом именно с точки зрения принципа отказа от предпринятых попыток решения проблемы. Однако это задание привело к тому, что клиенты стали рассказывать о ситуациях, которые были ценны для них — и удивительным образом эти ситуации не были связаны с проблемами, которые привели их на терапию!
Это достаточно сильно повлияло на позицию терапевта — теперь его задачей было не создание изменений в семье или жизни клиента, а лишь выявление того, что уже «работает» для клиентов и совместное с клиентами исследование того, как они могли бы делать этого еще больше. «Задание сообщает семье, что что терапевт ожидает изменения и что он уверен, что изменения произойдут… Терапевт не спрашивает, не просит, не требует и не предлагает ничего менять — только наблюдать за тем, что происходит» (de Shazer, Molnar, 1984).
Это задание способствовало тому, что терапевты центра стали все чаще спрашивать про ситуации исключения, когда проблема на какое-то время исчезала или уходила на задний план. Так родилась техника поиска исключений, которая до сих пор является одной из основных составляющих беседы в ориентированной на решение терапии.
В дальнейшем техники, которые команда в Милуоки стала использовать в своей работе, рождались на основе тех слов, оборотов речи и выражений, что приносили клиенты в терапию. Так, техники, которые стали «визитной карточкой» ориентированной на решение терапии — «чудесный вопрос» и «шкалирующий вопрос», являются следствием утилизации того, что делали сами клиенты.
Один из клиентов де Шейзера в ответ на вопрос о том, как у него дела, воскликнул: «Я почти достиг 10!». После этого команда стала использовать идею шкалирования в своих вопросах к клиентам. Шкалирующий вопрос — это вопрос, при котором терапевт вводит числовую шкалу (чаще всего от 0 до 10, где 10 — это полное решение проблемы) и просит клиента оценить свою текущую ситуацию с помощью этой шкалы и детально описать то, что он уже делает или сделал, чтобы приблизиться к решению проблемы.
Чудесный вопрос родился в следующей ситуации: терапевт, встретив клиента в комнате ожидания, повел его в приемный кабинет с односторонним зеркалом. Клиент пожаловался на то, что его проблема настолько серьезна, что только чудо может ему помочь решить ее. Терапевт сказал: «Ну так представьте, что чудо произошло». Клиент начал описывать, как выглядела бы его жизнь, если бы проблема решилась (Malinen, 2001). Так родился «чудесный вопрос», который полностью звучит так: «Представьте, что однажды ночью, пока вы будете спать, произойдет чудо, и проблема решится. Как вы узнаете об этом? Что будет отличаться?» (de Shazer, 1988). Терапевтом, догадавшимся попросить клиента представить, что чудо произошло, была Инсу Ким Берг.
Идея о том, что решения могут быть не связаны с проблемами, была радикальной, но не новой. Так, один из коллег Инсу Ким Берг, Дон Норум еще в 1978 году написал статью под названием «Краткосрочная терапия: у семьи есть решение». В статье он развивал идею о том, что семья обладает всеми необходимыми ресурсами для решения проблемы, и там же описал концепцию изменений до начала лечения. Однако журнал «Семейный процесс» отклонил статью, а де Шейзер и его команда в то время отнеслись к ней критически (Malinen, 2001).
Женщина обратилась в центр с жалобами на депрессию в течение двух последних лет. Ей была не ясна причина такого состояния, у нее были предположения, что это может быть связано с ее браком или профессиональной карьерой, но никаких видимых причин она не могла найти. По шкале от 0 до 10, где 10 — самая худшая депрессия, в которой она когда-либо находилась, женщина оценила текущую ситуацию как 7. В начале первой встречи терапевт спросил ее: «Если бы однажды ночью, пока вы спите, произошло бы чудо и депрессия прошла, как бы вы узнали об этом, когда проснулись? Как бы узнал об этом ваш муж? Как бы узнал об этом ваш начальник?» Клиентка в ответ описала целый комплекс действий, часть из которых включала взаимодействие с мужем или ее работу.
Команда терапевтов похвалила ее за точность описания и за ее мудрое решение не спешить с радикальными изменениями в своей жизни, что, вероятно, предпочли бы сделать многие люди, будь они на ее месте. Поскольку она была убеждена, что ни ее муж, ни ее начальник не знали всю тяжесть ее депрессивного состояния, терапевты попросили ее наблюдать что именно она делает, когда преодолевает желание показать свою депрессию дома и на работе.
Через одну неделю она сказала что находится на уровне 3 по шкале. Она начала делать некоторые вещи из тех, что она рассказывала в ответе про «чудо». Муж в ответ подарил ей цветы. Очевидно, он знал больше про ее депрессию, чем она думала, что он знает. Она не видела никаких преград для того, чтобы продолжать использовать ее новые формы поведения, хотя она по-прежнему чувствовала себя находящейся в депрессии.
Терапевт попросил ее предсказывать каждый раз, когда она идет спать, где она окажется на шкале на следующее утро и отмечать, как она действительно себя чувствовала. Также ее попросили замечать, что она делает по-другому в те дни, когда ее депрессия становилась меньше. В течение следующего месяца ее отметка по шкале колебалась от 1 до 6, а ее активность постепенно повышалась. На момент окончания терапии она была уверена, что ее депрессия прошла (de Shazer, Berg, 1986).
В данном случае видно, как команда центра творчески и свободно использовала различные способы конструирования решений, которые позже станут «классическими» техниками ОРКТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий